Мы не будем сравнивать одно с другим, мы всего лишь укажем на некоторые расхождения в сюжете и в игре актеров, так как итальянский и американский режиссеры постарались на славу. К тому же, сравнивать Витторио Гассмана и Аль Пачино – дело почти кощунственное. Обе картины достойны самых высших похвал, но какая из них понравится вам больше, зависит от ваших личных предпочтений, так как вопросы, которые поднимаются в этих фильмах, относятся к разным сферам нашей жизни. Да и времена жизни главных героев разные.

Итак, что можно сказать о фильме Дино Ризи? Это человек, который первым решил экранизировать историю о слепом военном, решившем провести нечто, вроде тура по родным местам перед тем, как умрет. На главную роль он выбрал замечательного итальянского актера Витторио Гассмана. Его герой рангом пониже героя Аль Пачино. Если великий сицилиец сыграл полковника, то Витторио Гассману достался всего лишь капитан. Оба, кстати, в отставке. У обоих есть молодые парни, которые временно работают «поводырями». У полковника это очень милый Чарли (Крис О`Донелл), у капитана – Джиованни (Алессандро Момо). Оба скромны и неуверенны в себе. Обоим парочкам предстоит, так сказать «бон вояж». Каждый из них в этом путешествии чему-то научится.

Теперь поговорим о различиях. У героя Гассмана есть любовь. Милая, красивая и нежная девушка, которая знала его в прошлом, которая любит его в настоящем и не ждет ничего взамен. Он отвечает ей взаимностью, она ему очень симпатична, но открыться ей он не может. В силу характера, разности положений, может даже, потому, что слишком сильно любит ее – этого он не говорит никому. Может, героям фильма эта любовь и не видна, но зритель явственно ощущает его нежную привязанность к этой женщине. 

Запах женщины, 1974 год (Италия)

У героя Пачино любви нет. У него есть плохой характер, заносчивая семья старшего брата и мальчик-поводырь, над которым можно поиздеваться вволю. Центром американской картины являются именно их отношения, которым суждено стать крепкой дружбой. 

Если в итальянской картине первым планом идет любовь, в американской версии главными представлены вопросы социального характера. 

Цветовая гамма обоих фильмов различна до контрастности. В итальянском оригинале преобладают солнечные дни, зеленые тона в природе и серые в одежде – кругом военные. В американском фильме время года не очень яркое – поздняя осень. В результате – ни одного солнечного дня, нет живых цветов, нет листвы на деревьях. Зато в одежде преобладают более элегантные тона, которые и придают фильму некое очарование. 

Аль Пачино как-то признался, что всегда боялся сравнения с Витторио Гассманом, причем, не в свою пользу. Напрасны были страхи этого мастера и лицедея – его работа отмечена «Оскаром». Да, сравнивать этих актеров нельзя, как и не стоит сравнивать картины. Сходство присутствует здесь лишь в сюжете, во всем остальном эти фильмы различны.

Любители романтики, любви и солнца полюбят итальянское кино. Те, кто интересуется общими человеческими отношениями, авантюрным сюжетом и эмоциональными экспериментами останутся довольны американской лентой.